frontvolk (frontvolk) wrote,
frontvolk
frontvolk

Category:

Глава 3. На внеземной орбите

Апрель, который позже будет мелькать чуть ли не в каждой второй песне "Каперуситы рохи", стал временем рождения Братства. А в июне скоропостижно родился наш творческий тандем, про который мы ещё ничего такого не подозревали. Вообще это время было прекрасно именно отсутствием лишней рефлексии. Мы всё делали в порыве, искренне, не запариваясь, не оглядываясь назад, не загадывая на будущее, не сравнивая, не оценивая, не навешивая на творческий процесс всяких философских подоплёк... Просто фонтанировали от избытка внутренней жизни. 

При этом всё, что мы создавали, немедленно было востребовано. Бывает так, что человек пишет-пишет что-то тихонько в своей берлоге, а потом бац - и его услышали и поняли полтора человека, и он счастлив, потому что творчество было краеугольным камнем его жизни. А у нас был совсем другой сценарий: мы бац - и стали писать, воспринимая творчество как прекрасную одну из сторон жизни, и сразу оказалось, что это надо не только нам. Я не помню, чтобы мы когда-то стеснялись показывать новые песни. Наше творчество было настолько органичной частью происходящего, что никому и в голову не приходило сепарировать и препарировать его. Это была какая-то очень целостная и незамутнённая жизнь.
Со мной как с музыкантом произошли две важные вещи: во-первых, начав придумывать музыку на тексты Соавтора, я стала внимательно вчитываться в текст прежде чем вообще браться за дело. Поскольку мы с Соавтором существовали в одной системе координат, осознать смысл было делом простым, а дальше я пыталась вникнуть в характер, образ, эмоцию, ловила настроение. Принцип "музыка под текст" я свято чту до сих пор. Одна из ключевых характеристик "Каперуситы рохи" - это музыка, сделанная под тексты. Теперь я могу сформулировать эту идею чётко: каждая песня для меня - маленькая пьеса, я вижу в ней драматургию (и драматургия закладывается в текст моим Соавтором), и собственными средствами её выражаю. Изначально - в мелодии, потом - в аранжировке. Тогда в 90-е я бы ни за что этого не сформулировала, но писала по тем же правилам, продиктованным внутренним пониманием процесса.

Во-вторых, моё существо, не укрощённое музыкальным образованием, взбунтовалось против квадратной формы (которой я наелась в период аккомпаниаторства по самые уши) и нещадно эксплуатируемой последовательности пяти-шести простейших аккордов. Поэтому уже со второй песни я начала эксперименты с гармониями, тональностями и вариациями. И это мой пунктик до сих пор: у меня практически нет песен с одной квадратной мелодией на всю вещь. Плюс это или минус, не мне решать. Но в моём мировоззрении принцип анти-квадратизма хорошо сочетается с принципом "музыка под текст". То, что в итоге у нас получалось что-то такое менестрельно-средневеково-этническое - это вовсе не результат моих целенаправленных усилий и не преднамеренная стилизация (для которой у меня попросту не было достаточной музыкальной эрудиции). "Виновен" в этом целиком и полностью контекст, в котором мы существовали и творили: я только ловила нужную волну. 

Так что же мы всё-таки писали? По правде говоря, в моей голове те годы слились в какой-то один поток без особых этапов. Вероятно, мы эволюционировали как авторский тандем, но, слава Богу, тогда я была совершенно чужда рефлексии на тему творчества. Мой уважаемый Соавтор, однако, как человек, с которого начинался процесс, некоторые этапы в нашем тогдашнем изобильном цветении выделяет. Ведь писали мы не просто много, а ОЧЕНЬ МНОГО, и этапы там безусловно были, но они касались в большей степени содержания и формы текстов, так что здесь лучше подождать версии Соавтора. Я же могу изложить вам лишь свою довольно бессвязную классификацию


У нас был пласт песен патетических, возвышенных, как правило, проникнутых эльфийской тоской или посвященных высоким отношениям: например, "Единорог" (наше второе совместное произведение, пользующееся по сю пору признанием публики), "Тоска", "Западный ветер", "Прощание", "Менестрель", "Гость". Они, в основном, не надоедали и не устаревали.
Я выложу в качестве примера "Прощание", которому судьбой не суждено было возродиться в исполнении "Каперуситы", но которое нас до сих пор просят иногда спеть. Запись (об истории появления которой в следующей главе) отражает нас тогдашних, и поём мы там с Соавтором на пару. Очень не смейтесь, мы там юные и непочатые. :)


Были весёлые или иронические песни, стилизации и переложения сказок: сюда "Волынщик", "Победитель драконов", "Два брата", "Ода стоматологии", "Война роз", "Одежда", "Телеграфные столбы".
Опять же, пойдя против откровенной весёлости я выложу в качестве примера песню потоньше и поизящнее, чем всё наше плясовое ироническое богатство. Выложу, правда, уже в каперуситном варианте, не нашла оцифрованных  ранних записей.


Естественно, были исторические песни, как правило, об отдельных персонажах: "Ульрих фон Гуттен", "Неудачник" (о Томасе Пейне, в ту пору герое научных изысканий Соавтора), "Мэри" (о Мэри Уолстонкрафт). Думала-думала и сделала свой выбор в пользу "Мэри", вошедшей в сырой каперуситный альбом "Война и базар"


Был отдельный Артуровский цикл, растянутый по времени: "Рождение Артура", "Ланселот", "Белый дракон". Там был ещё большой белый стих, не ставший песней, и произведение "Яблоневый цвет" о восхождении короля Артура на престол, безвременно погибшее по вине Арагорна, который сквозную строчку "а яблони были в цвету" немедленно после премьеры переделал в "а пальмы упали на снег". Надо сказать, мы с Соавтором нимало не расстроились по этому поводу, а помирали со смеху вместе с почтеннейшей публикой. Тоже был нелёгкий выбор, но - "Ланселот".



Был ещё скандинавский цикл, довольно поздний в целом: "Предсказание", "Дева потока", "Виса". Для меня туда же идут и вечно-популярные "Семь веков", неразрывно связанные в моём сознании с Выборгом. Нашла старую запись "Девы потока" и выкладываю её, остальное легко находится в сети.

А это вот мы как раз на излёте нашего творческого взлёта. И, кстати, между нами висит иллюстрация к "Предсказанию" пера и кисти Гимли. Мама дорогая, какие жилеточки, какие джинсы до шеи!
092

Были ещё белые стихи, которые оставались стихами, и просто стихи, на которые писалась музыка, но которые так и не приживались в репертуаре, были монументальные поэтические произведения, слишком масштабные, чтобы их можно было уложить в песню. В последнем случае я иногда совершала попытки вычленять отдельные смысловые куски и пытаться делать песни из них. Как ни странно, одна такая попытка сохранилась в памяти и много лет спустя вошла в альбом "Победитель драконов" - это "Короткий финал очень долгой истории".

Но кроме того, в периоды, когда мы как бы копили силы для выдачи нового общепонятного шедевра, и я ждала новых текстов от Соавтора, мы писали просто тонны  словоплетений для внутреннего пользования. В данном случае под "мы" я подразумеваю уже не только Соавтора и себя. К нашей двойке присоединился Арагорн, который мог бы и тогда без зазрения совести процитировать нашу же песню, которую мы, правда, напишем много позже
Я почти гениален. Я просто сплошной талан
В самых разных сферах науки или искусства
И да, умение рифмовать и богатая фантазия тоже входили в арсенал талантов нашего друга. Так что мы с ним вдвоем в отсутствие Леголаса или мы все втроём, когда Леголас приезжал погостить, сочиняли всякое-разное, что язык не поворачивается назвать стихами и что было совершенно не доступно для понимания публике вне "Битт-Боя" (см. Главу 2 про псевдо-семейные отношения). Мы могли разродиться чем-нибудь немыслимо патетическим и пафосным, со всякими дорогами, закатами, друзьями, конями, мечами и т.д. Но чаще это был необузданный, совершенно отвязный стёб

Излюбленным героем всех этих, с позволения сказать, виршей был Гэндальф. Например, существовала "поэма" со следующим сюжетом: Гэндальф и Фродо решили поменяться местами на неделю, то есть Фродо становился магом, получал шляпу, посох, старые пыльные книги, а Гэндальф - хоббитом, со всеми вытекающими. Суть песни сводилась к тому, что лучше бы они оба не маялись дурью, но при этом образ Гэндальфа был куда комичнее (упомянем здесь такую деталь как торчащий из уха волшебника лавровый листок). Потом была сага опять же о Гэндальфе и неком соседе, одетом в килт и зовущем в военный поход в Исландию. Ключевой пассаж этой душераздирающей истории был таков:
Тут в дверь раздаётся спасительный стук.
Ты с робкой надеждою думаешь: "Друг!"
А это не друг, это Гэндальф идёт.
Да, лучше б ушёл ты с соседом в поход
Что ж, эту арию вполне мог бы исполнить Бильбо

Но мы не останавливались на Гэндальфе. Под жернова нашего искромётного, гм, юмора попали практически все. И никто не был в обиде (ну разве что Гэндальф, да и то втайне), потому мы что мы в такой же степени резвились и над собой, и над своими возвышенными песнями. Мы писали загадки, здравицы, песенки на случай и бесконечное количество пародий на самих себя. Вот вам примеры:
Ушёл из дома под горо
Отряд несчастных октябрят.
Верни, верни его домой,
Верни на семь веков назад
Или вот из более позднего:
Ясень светел был и строен,
Стал согнувшийся и черный:
На него взобрался Торгильс
Посмотреть, где Тормод-воин.

Или,к  примеру:
Я, Робин, когда-то косильщиком был
Лужайки и парки косою косил;
Бывало, увижу я зайца: "Косой!",
Смотрю, а он вдаль убежал по косой.



Ну, кто чуть-чуть знаком с нашими нетленками, тот понял. :) Надо сказать, что одна из "внутренних" вещей, соображенных на троих, взяла и вошла в первый толковый альбом "Каперуситы рохи" "Западо-Восток". Правда, Дима придумал к тексту иную музыку, исходную мелодию мы оставили только в последнем куплете. Но слов из песни не выкидывали. Песня эта - "Мольба женатого человека". Вот только сначала она называлась "Мольба женатого Леголаса", а потом и вовсе "Мольба женатого прокуратора". Прокуратор выводит нас на новую тему, а именно: что же мы делали со всем этим цветущим буйным цветом творческим хозяйством? 
Пожалуй, это будет следующая глава
Предыдущие главы можно прочитать по тегу Каперусита_былое.
Tags: Каперусита_былое
Subscribe

  • тезисно

    Я молодец. Недельная норма перевода уже сделана в четверг. Чтобы что? Чтобы завтра сделать работу, которой я ваще страшусь и поэтому откладывала её…

  • (no subject)

    Выясняется, что ЖЖ таки с годами приобрёл функцию сливной ямы. Потому что летом можно было хотя бы нормально помолчать обо всем, а теперь опять…

  • качественное погружение в Древнюю Грецию недорого

    Гуляли по городу, Ефим паркурил, благо тут городской ландшафт располагает. Неудачно где-то спрыгнул, заболела пятка. Подходит ко мне: - Мама, пятка…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments