frontvolk (frontvolk) wrote,
frontvolk
frontvolk

Categories:

Каперусита роха - "Персонаж"

Где-то летом друзья выдали мне ссылку на совершенно потрясший меня текст: это была рецензия на альбом-спектакль "Персонаж", выпущенный "Каперуситой рохой" в 2009 году. Публика встретила альбом, можно сказать, гробовым молчанием. Не то чтобы мы привыкли получать по двадцать рецензий в день на свои работы, но обычно у нас есть хотя бы много устных отзывов. С "Персонажем" было впечатление, что все молчат, не зная, что сказать. Нет, отзывы были, конечно, но, в основном, от близких друзей. Через некоторое время, когда нервишки наши, порядком сдавшие за время работы над альбомом, пришли в некоторую годность, страсти улеглись, и мы смогли трезво взглянуть на произведение голов наших, стало понятно, что мы перегнули палку с запутанностью, метафоричностью и иносказанием, и что люди, которым мы сами не рассказали, о чём это всё, должны будут потратить уйму времени, сил и дум, чтобы разобраться в хитросплетениях жизни Персонажа и Актёра. Ну и само собой, мы не очень-то рассчитывали, что такие люди найдутся.

Так вот, констатирую: они нашлись! Не могу передать, каким сладостным бальзамом пролилось это открытие на наши израненные авторские сердца. Потому что из текста явствовало, что человек, написавший его, очень вдумчивый и внимательный слушатель, и некоторые пойманные им, точнее ей, вещи - это, тэкскэть, уровень "тонких энергий". Одним словом, вашему вниманию - первая и, насколько мне известно, единственная письменная рецензия на альбом "Персонаж".


Оригинал взят у henna_yume в Каперусита роха - "Персонаж"
В одно прекрасное утро я обнаружила, что за домашними делами умиротворённо напеваю: "Я предам тебя, это случится скоро – через месяц, неделю, может быть, даже за сегодняшним ужином, за разговором...". Для человека более мнительного это, наверное, могло бы стать поводом покопаться в себе, а я всего лишь поняла, что вместо запланированного накануне ностальгического прослушивания "Jesus Christ Superstar" нужно скинуть на плеер совсем другой мюзикл.

Show media Loading...

С альбомом-спектаклем "Персонаж" группы "Каперусита роха" я ознакомилась примерно полтора года назад, узнав о нём благодаря какой-то из концертных видеозаписей в журнале Юрия Кибирова. Добыть его оказалось не очень просто: на официальном сайте обреталась только половина треков, на прочих – в лучшем случае упоминание о существовании альбома, а диски продавались ровно в одном месте в Питере. Однако же "Персонаж" совместил в себе целых три "морковки", за каждой из которых я готова была упрямым осликом бежать довольно долго – богатую, интересную акустическую аранжировку, небанальные тексты и, главное, загадку. Загадка состояла в том, что во вступлении к альбому авторы пояснили: Персонаж, сложная биография которого разворачивается перед слушателями-зрителями в спектакле – это не целиком придуманный ими герой, а действующее лицо некой реально существующей известной книги. Какой именно, однако, ни из пресловутого вступления, ни из текстов мне не было ясно. После усердных поисков я всё-таки раздобыла девять из десяти композиций альбома и принялась заинтересованно слушать их по кругу.

Не сказать, чтобы пара дней прослушивания хоть что-нибудь для меня прояснили. Было понятно, что действие книги происходит в более-менее современном мире (в текстах упоминались провода как деталь пейзажа) с элементами фэнтези или мистики. Имелась общая сюжетная канва, упрощённо выглядящая примерно так: Персонаж каким-то мистическим путём связывает себя с неким могущественным героем А (условно тёмным), потом по непонятным соображениям признаётся в этом герою Б (условно светлому), враждующему с А и не менее могущественному, после чего предаёт героя Б, явно действуя с одобрения последнего. Ни в одну из прочитанных мной книг паттерн не укладывался. Детали вроде какой-то особой комнаты, полной людей, входа в которую нужно было попросить у героя А вслух, или, скажем, Реки, которой требовалось отдать часть себя взамен на "себя целиком" (то есть, вероятно, какое-то более полное раскрытие личности или способностей), тоже узнаваемости не добавляли. В общем, ещё через неделю-другую я сдалась и предположила, что это всё-таки мистификация, имеющая целью задействовать воображение слушателя и незаметно превратить прослушивание в со-творчество.

В этом году, загружая "Персонажа" в память плеера, я решила проверить, не появилось ли в сети единственной композиции, которой недоставало моей подборке. Оказалось, что в честь своего десятилетия "Каперусита роха" выложила весь альбом на Kroogi – попутно снабдив тэгами, моментально проясняющими, о какой книге и о каком персонаже идёт речь. Узнав разгадку, я изумилась собственной близорукости, позволившей мне проигнорировать одну совершенно прозрачную аллюзию – её можно услышать в конце композиции "Признание". Но, по справедливости, шансов у меня было не очень много. В первой же сцене спектакля обещается, что "всё прояснится только в финале", и так оно и есть в книге... которую я не дочитала до конца. Кроме того, отдельные места в текстах, воспринятые мной совершенно буквально, очевидно, являлись метафорами. К примеру, герои А и Б, насколько мне известно, ни при каких обстоятельствах не появились бы вместе в доме Персонажа, однако он сам в какой-то момент говорит об этом как о реальном и скором событии. Заинтриговавшая меня Река, по-видимому, не более чем "сценический псевдоним" героя А. Существовала ли в действительности пресловутая комната, Гугл не сознаётся, – скорее нет, чем да. Так или иначе, наряду с этими "ложными уликами" авторы включили в текст сколько-то настоящих и достаточно изящных подсказок, в частности – фразу "Не зови меня трусом!" и упоминание о коже, в которую "клеймом впечатан зов".

При всём нежелании давать какие-либо дополнительные подсказки (и тем самым портить кому-то удовольствие от поиска ответа), мне хотелось бы упомянуть некоторые детали биографии Персонажа, которые интересно перекликаются с судьбой играющего его в мюзикле Актёра, – и чем ближе к финалу, тем явственнее.

Персонаж много лет мастерски играет роль (и даже не одну), чем дальше, тем больше уставая от необходимости актёрствовать, но уже не чувствуя себя вправе выйти из игры. Он – одна из её ключевых фигур и должен довести начатое до конца. Более того, в финале его ждёт небывалый актёрский триумф: предательство героя Б и всё, что за ним последует, для Персонажа сопряжено с необходимостью сыграть абсолютно безупречно, с предельной искренностью переживая всё, что требует чувствовать роль. Увы, даже этот триумф не принесёт ему освобождения, а лишь отметит начало заключительного отрезка пути – от кульминации к развязке – который придётся пройти, как ни устал Персонаж от всего этого и самого себя.

Схожим образом, если в начале мюзикла игра на сцене для Актёра и есть не что иное, как увлекательная игра, то постепенно она изматывает его всё больше. Чем ближе финал, тем тяжелее ему продолжать – сказывается сразу и усталость от роли, и неизбежность расставания с этой ролью, уже ставшей для него "второй кожей". Ко всему этому прибавляется ощущение Актёром неуместности себя-теперешнего, как на сцене, где он с трудом продирается через текст, так и в жизни, где он уже не в силах полностью выйти из образа  Персонажа. Но, как и в случае с Персонажем, вести сюжет к завершению – долг Актёра и работа, которую никому за него не сделать. Эта похожесть жизненных обстоятельств героев (разумеется, не случайная) и приводит к тому, что в заключительной сцене мюзикла уже совершенно невозможно определить, кто же из них произносит последний монолог.

Однако оставим наконец в стороне сюжетные перипетии, загадки и отгадки и вернёмся к прочим достоинствам альбома. "Персонаж" – не музыкальный спектакль моей мечты, но бесспорно заслуживающая внимания работа. Аккомпанемент трубы, домры и скрипки, богатая перкуссия делают звучание альбома свежим и необычным. Тексты, хотя местами и грешат повторяющимися рифмами, вознаграждают слушателя несколькими прочно врезающимися в память, удивительно меткими формулировками. Номер один в моём личном топе, например, звучит как: "Мы были свободны в выборе собственной несвободы", – в первую очередь, речь в ней идёт о молчаливом согласии актёра слиться с ролью на время представления, но, вообще говоря, утверждение истинно для очень широкого круга ситуаций.

Единственное, что заставляет моего внутреннего перфекциониста оценить этот альбом не на 10 баллов из 10, а примерно на 8, – исключительно насыщенное эмоционально вокальное исполнение. Само по себе оно, безусловно, не недостаток, однако мне, как любителю более спокойной и бесстрастной манеры, явственно слышимые душевные терзания Персонажа давались тяжело. На ум то и дело приходило бессмертное: "Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?" Впрочем, определённая страсть и накал здесь, вероятно, всё же необходимы – жизнь Персонажа полна драматических событий, смятения и противоречий... благодаря чему, собственно, для нас и интересна, хоть в исходном варианте, хоть в альтернативной трактовке.
Tags: Каперусита
Subscribe

  • (no subject)

    Никак не могу наесться. И хочется красного, землистого, североитальянского. По всему видно, осень.

  • (no subject)

    Дофаминовая система хитрая, чтобы не сказать хитрожопая. Я уже чуть не неделю бьюсь с этим новым учебным форматом и только впадаю во все большую…

  • (no subject)

    Да, работу я начала. Но, во-первых, я делаю ее сквозь панику. Типа: ааа, как это вообще, будет ли оно работать, в какой это форме, на какой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments