frontvolk (frontvolk) wrote,
frontvolk
frontvolk

Categories:

многабукф о преподавании

Спасибо Наталье digital_geda за пинок. Я даже попробую по пунктам.

1. Просто это не моё дело. Я так чувствую. Я довольно много всякого перепробовала в жизни, и если что-то умею четко различать - то "мое" и "не мое". И это вот - не мое.
При этом я имею привычку все, за что берусь, делать максимально хорошо. Прям вот на пределе своих возможностей. И мое максимально хорошо - это достаточно хорошо. Объективно мои уроки с большой вероятностью лучше, чем уроки 90% историков. Плюс-минус. Получается, что свиду - вроде бы я очень даже приспособлена для этого, и что преподавание - очень даже мое. И даже близкие друзья убеждены, что я придуриваюсь, когда говорю, что мне сам процесс дается тяжело.

2.Я думала: ну почему же тяжело? И есть несколько соображений. Первое - я не человек постоянного взаимодействия. Люди требуют от меня огромного количества ресурсов. Особенно если это не самый-самый ближний круг, то коммуникация неизбежно выкачивает из меня силы. Даже если это хорошие люди, увлеченные, прекрасные, знающие. А коммуникация с детьми - для меня в два раза энергозатратнее. Есть такие чудесные персонажи, которые просто сразу, изначально _знают_ как с детьми, для них это как дышать. Моих детей учат такие - и я счастлива. А я делаю это через мозг. У меня нет этой прошивки. То есть даже сам акт коммуникации - для меня работа. А когда сверху еще всамделишная работа - то я выжимаюсь как лимон.

3. Я люблю историю и могу хорошо про неё рассказать. И все. Это содержание, которым владею, я с огромным трудом упихиваю в какую-то форму, удобоваримую для детей. Даже пусть не совсем детей - 11-14 лет. Все модные тренды - про игры, про квесты, викторины, всевозможный "интерактив" - это все мимо меня. Опять-таки - не встроено. Я могу рассказать. Я могу обсудить. Показать релевантные картинки. Ответить на вопросы. Задать вопросы, которые помогут увидеть что-то там. Но прочие танцы с бубнами, которые так нравятся детям, ужасно не близки мне. Мне приходится а) упрощаться и б) извращаться. То есть моя потенциальная аудитория - это скорее народ постарше и с неким бэкграундом. Когда мне приходится объяснять довольно большим детям, что такое плуг, или пересказывать историю Рождества - я страдаю. Потому что не умею строить эту базу, зато могу ее сильно обогащать - если она есть. В противном случае, мне становится невыносимо скучно самой. Как вообще можно научить истории? Никак. Можно лишь зародить интерес. И даже почти наверняка я его в ком-то зарождаю, но какой-то неадекватной ценой.

4. Плавно вытекает из пункта 3. Готова даже провести урок. Но подготовить его! Или там сделать какието материалы! И написать программу! И самое для меня мучительное - проверять знания! Ааааа. Нет. Пожалуйста, увольте.)) Я расскажу - и пусть осядет, что осядет. Можно я не буду составлять дурацкие тесты и их потом читать? Ответственность за некий "результат" способна меня раздавить. И если взять, например, язык, который я тоже преподавала, и в котором как раз результаты измеримы - то там на меня ответственность давит еще больше.

5. Почему вот это все - отчасти объясняется моей личной историей. Я самоучка практически во всем. Хороший учитель, с моей точки зрения, знает главное - как привести ученика из точки А в точку Б. На любом материале. Причем, эти точки - не обязательно учебные, не обязательно про знания, они могут быть про взаимодействие, про личные затыки, про преодоление чего-нибудь. Я - не представляю вообще. Я никогда не была тем учеником, которого кто-то куда-то вел и привел. В моей жизни были важные люди, которые дали мне в руки важные инструменты - и я сама научилась ими пользоваться. Все. Я не понимаю - как это, когда тебя учат? Что там с тобой происходит? У меня это всегда было внутреннее решение: да, хочу - и я начинала фигачить, сама. Тогда могла брать от обладателей навыков все, что они давали - и иногда обладатели навыков даже не подозревали об этом. Иногда они вполне себе были учителями по статусу, но я не перекладывала на них ответственность за уровень своих знаний. Просто если это были хорошие учителя - я брала от них много, по собственной воле. И мой любимый тип такого учителя - это как раз "хороший рассказчик". Без бубнов. Самые дорогие из них вообще были ушедшими в себя, увлеченными предметами рассказчиками. Иногда люди пытались меня учить чему-то одному, но я брала от них совсем другое - и самое важное пришло ко мне вообще без их намерений. Короче говоря, я не понимаю механики обучения. То есть формально я эту схему представляю, но как она работает для всех участников? Особенно в школе! Даже в зоне альтернативного образования, где на детей не давят и нет глупого принуждения, все равно непонятно - почему они должны учить вотэтовсе, если они вдруг не хотят?

6. Если бы не мои собственные дети, я никогда бы не впилилась в школьное преподавание. Допускаю, что в вузовском продолжила бы. У меня был такой опыт. А может тоже нет. Это все вообще случайность - что наши первенцы в Школеньке были такие вот дети, которым я могла в их 11 -12 лет прочитать почти университетский курс истории Рима - и им зашло! И да, я радуюсь, когда вижу в каких-то своих учениках оставленные следы, когда они вдруг знают, понимают, помнят, любят... Но эта радость не вдохновляет на повторения.

7. Ну и последнее. Я наблюдатель. Моя тема - молчание. После Вашего поста о социологии воображения перечитала тьму всякого на эту тему, но даже комментария не оставила. Или вот недавно в чате для хоумскулеров спрашивали, мол, что послушать по истории. И я сразу подумала - Басовская же. И не написала. Прошло две недели, и кто-то написал - ах, мы открыли, такая чудесная, Наталья Басовская... И посыпались благодарности и восторги. )) Почему я промолчала? Не могу объяснить рационально. Но предпочитаю молчать в подавляющем большинстве ситуаций. Мне крайне тяжело дать себе внутреннее право транслировать в мир какие-то соображения, мнения и прочее. А преподавать историю - это именно оно. Я если говорю - то чужими голосами. Я пишу песни на тексты других людей. Я перевожу книги - облекаю в русские слова чьи-то чужие мысли. Я могу одному человеку помочь понять другого, "перевести" так, чтобы ясно было обоим. Но чьё я транслирую, когда рассказываю об истории? Непонятно, и мне иррационально это очень некомфортная ситуация. Какая-то изощрённая форма синдрома самозванца.
Tags: история, муа-мэм, школа
Subscribe

  • (no subject)

    Самый михаиловый Михаил вышел сегодня у моей дочери. Таки дракон является в столь непредсказуемых обличиях, что оторопь берет. Думаю, Кира пережила…

  • (no subject)

    Я понимаю, что звёзды, полная луна, пмс и ещё разные химические эффекты сошлись в одной точке, но божемой, как хочется мне перестать заниматься не…

  • (no subject)

    Дофаминовая система хитрая, чтобы не сказать хитрожопая. Я уже чуть не неделю бьюсь с этим новым учебным форматом и только впадаю во все большую…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments